- 9 сентября, 2025
ОСАГО требует переосмысления

Нормативно-правовое регулирование страхового рынка в России является одним из наиболее прогрессивных в мире, однако в отдельных областях требует точечной доработки и переосмысления. Одной из таких областей является регулирование ОСАГО, полагает депутат Государственной думы, член Комитета по финансовому рынку Николай Цед.
ССТ: Соответствует ли сегодняшний уровень развития страховых услуг потребностям государства, граждан и бизнеса?
Николай Цед: Страховые компании достигли высокого уровня зрелости, предлагая широкий и постоянно расширяющийся ассортимент страховых продуктов, адаптированных к различным аспектам жизни и деятельности. Эта динамичная продуктовая линейка отражает меняющиеся потребности экономики и общества, обеспечивая комплексную защиту от разнообразных рисков. Благодаря развитой сети продаж и цифровым каналам, физические лица имеют простой и удобный доступ к страховой защите, что способствует повышению финансовой грамотности и осознанности в вопросах управления рисками.
Благодаря усилиям регулятора, нормативно-правовая система страхового рынка в России является одной из наиболее прогрессивных в мире. Однако, несмотря на общий позитивный фон, существуют отдельные области, требующие точечной доработки. В целом назрела критическая потребность в кардинальном переосмыслении действующего законодательства об ОСАГО. При этом важно соблюсти баланс интересов всех участников системы — страховщиков, агентов и граждан. Только такой подход позволит создать эффективную и справедливую систему, надежно защищающую права водителей и способствующую повышению безопасности на дорогах.
ССТ: Как можно добиться, чтобы граждане не уклонялись от приобретения полисов ОСАГО?
Н. Ц.: К сожалению, вопрос о штрафах за отсутствие полиса ОСАГО остается нерешенным, несмотря на предлагаемые ранее законодательные инициативы, включая применение штрафа за повторное нарушение. При этом, по мнению экспертов, ситуация с проникновением полисов ОСАГО продолжает ухудшаться, что требует незамедлительного поиска эффективных решений для стимулирования обязательного страхования автогражданской ответственности.
ССТ: Какие законодательные инициативы необходимы, чтобы страховщики могли наконец использовать данные о наличии полисов ОСАГО с видеокамер?
Н. Ц.: Контроль наличия полисов ОСАГО с использованием данных видеофиксации является одним из приоритетных направлений. Этот вопрос находится под пристальным вниманием, получив личное поручение Президента. Внедрение этой системы станет мощным импульсом к соблюдению закона об ОСАГО, вытесняя с дорог армию незастрахованных водителей.
Страховые компании достигли высокого уровня зрелости, предлагая широкий и постоянно расширяющийся ассортимент страховых продуктов, адаптированных к различным аспектам жизни и деятельности.
Не менее важно закрепить законодательно ряд изменений, призванных сделать ОСАГО более удобным и доступным для граждан. В частности, назрела необходимость разрешить страховым агентам принимать оплату за электронные полисы Е-ОСАГО. Сегодня, когда электронные полисы доминируют, сохраняется архаичное ограничение, требующее, чтобы плату за них получал непосредственно страховщик. Это не только нарушает сложившийся порядок взаимодействия между страховщиками и агентами, но и лишено здравого смысла.
ССТ: Какие законодательные инициативы вы считаете наиболее значимыми для развития ОСАГО?
Н. Ц.: В период 2024–2025 годов страховое законодательство России претерпевает значительные изменения, направленные на повышение устойчивости страхового рынка и защиту интересов потребителей. Важным элементом этой реформы является законопроект, касающийся ремонта по ОСАГО. Этот закон призван усовершенствовать систему возмещения ущерба, причиненного транспортным средствам в результате ДТП. Он направлен на повышение качества и доступности ремонта, осуществляемого в рамках ОСАГО, а также на снижение количества споров между страховщиками и потерпевшими.
Законопроект о приоритете натурального возмещения в ОСАГО, безусловно, преследовал благую цель — обеспечить качественный и своевременный ремонт поврежденных автомобилей. Однако реалии сегодняшнего дня вносят в эту концепцию существенные коррективы. Проблемы с доступностью запчастей, возникшие в результате санкций и изменения логистических цепочек, сделали систему натурального возмещения, разработанную для совершенно иных условий, практически неработоспособной. Страховщики сталкиваются с трудностями при организации ремонта, а автовладельцы вынуждены долго ждать восстановления своих транспортных средств.
Назрела критическая потребность в кардинальном переосмыслении действующего законодательства об ОСАГО
ССТ: Что же должно измениться?
Н. Ц.: В этой ситуации предоставление страховщикам большей свободы в выборе формы возмещения, в частности, увеличение случаев выплат денежными средствами, представляется разумным компромиссом — в тех случаях, когда организация ремонта становится невозможной или нецелесообразной. Это позволит ускорить процесс возмещения ущерба и снизить напряженность среди автовладельцев.
ССТ: Но более широкое использование денежных выплат тоже может создать напряженность потребителей.
Н. Ц.: Понимая опасения граждан, мы предлагаем и встречные шаги. Законопроектом предусмотрены выплаты без учета износа в определенных ситуациях, когда это действительно оправдано. Это может касаться случаев, когда износ автомобиля незначителен, а повреждения требуют замены дорогостоящих деталей. Таким образом, мы стремимся к справедливому балансу между интересами страховщиков и потребителей.
Ожидаем, что законопроект будет принят уже в осеннюю сессию. Он позволит адаптировать систему ОСАГО к новым экономическим реалиям, обеспечив при этом надежную защиту прав автовладельцев. Мы продолжим внимательно следить за развитием ситуации и оперативно реагировать на возникающие вызовы, чтобы система ОСАГО оставалась эффективным инструментом защиты интересов граждан.
ССТ: Уже достаточно длительное время на различных площадках обсуждается инициатива о законодательном закреплении повторного использования запасных частей, бывших в употреблении. Насколько реально принятие законодательных изменений по этому вопросу и в какой перспективе?
Н. Ц.: Подобные изменения в законодательстве, на мой взгляд, весьма вероятны, однако перспективы их реализации напрямую зависят от готовности к созданию эффективной системы контроля качества.
Опыт стран, где повторное использование запчастей уже легитимизировано, наглядно демонстрирует необходимость выстраивания четкой и прозрачной системы оценки и сертификации б/у деталей. Это ключевой фактор, обеспечивающий безопасность и надежность транспортных средств, в которых они будут применяться. Без должного контроля качества внедрение данной инициативы может привести к негативным последствиям, таким как увеличение числа ДТП, связанных с использованием некачественных запчастей, и подрыв доверия потребителей к рынку автосервиса.
Нам потребуется разработка четких стандартов и процедур оценки состояния б/у запчастей, создания аккредитованных центров сертификации и обучения специалистов, способных проводить квалифицированную диагностику и отбраковку деталей, не соответствующих установленным требованиям.
В перспективе, при условии успешной реализации системы контроля качества, законодательное закрепление повторного использования б/у запчастей может принести ряд преимуществ. Это позволит снизить стоимость ремонта транспортных средств, сделать его более доступным для широкого круга автовладельцев, а также уменьшить негативное воздействие на окружающую среду за счет сокращения отходов и повторного использования ресурсов.
Однако важно понимать, что процесс внедрения подобных изменений потребует времени и значительных усилий со стороны государства, бизнеса и профессионального сообщества.
ССТ: Как вы оцениваете качество взаимодействия страховщиков с ГИБДД?
Н. Ц.: Существенной проблемой является неполное выяснение обстоятельств ДТП сотрудниками ГИБДД при оформлении. Это создает серьезные препятствия для реализации прав требований в порядке суброгации или регресса. К примеру, в административных материалах указывается лишь госномер, без учета того, что автомобиль мог быть продан, а номер перерегистрирован на другое транспортное средство. Либо указываются только данные водителя, управляющего автомобилем по договору купли-продажи, без полных сведений о нарушении, наименовании и госномере транспортного средства. Нередко сотрудники ГИБДД ограничиваются лишь наименованием юридического лица — собственника, что недостаточно, и приводит к ошибкам. В результате страховщик ошибочно урегулирует страховой случай, устанавливая признак «регресса» (водитель «не вписан в полис», «не застрахован»), хотя при смене владельца новый собственник обязан заключить договор ОСАГО, и при своевременном выявлении этого факта в выплате должно быть отказано.
В настоящее время, несмотря на наличие различных механизмов контроля и выявления мошеннических действий, их масштаб остается значительным и оказывает негативное влияние на стоимость страховых услуг.
Есть предложения вменить в обязанность сотрудникам ГИБДД указывать VIN-код транспортного средства (при его наличии), а также полные данные собственника автомобиля, включая ИНН юридического лица, в постановлении по делу об административном правонарушении.
ССТ: Не секрет, что ОСАГО — это еще и вид страхования, ставший лакомым кусочком для мошенников. Достаточно ли у страховщиков инструментов, чтобы бороться с ним?
Н. Ц.: На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, помимо прочего предлагающий закрепить на уровне закона противодействие страховому мошенничеству в качестве одной из обязательных функций страховой компании. Внедрение такого требования станет важным шагом в защите интересов добросовестных страхователей. В настоящее время, несмотря на наличие различных механизмов контроля и выявления мошеннических действий, их масштаб остается значительным и оказывает негативное влияние на стоимость страховых услуг.
Закрепление данной обязанности на законодательном уровне позволит стандартизировать подходы к выявлению, предотвращению и расследованию страховых мошенничеств. Это потребует от страховых компаний разработки и внедрения эффективных систем комплаенса, включающих в себя процедуры проверки страховых случаев, анализ данных, обучение персонала и взаимодействие с правоохранительными органами.
Усиление противодействия страховому мошенничеству приведет к снижению издержек страховых компаний, что позволит им предлагать более конкурентоспособные тарифы и расширять доступность страховых услуг для населения. Одновременно это повысит доверие к страховой отрасли в целом и будет способствовать развитию страховой культуры в обществе.
На данный момент законопроект находится на стадии подготовки к рассмотрению во втором чтении. Уверен, что с учетом проделанной работы и важности предложенных изменений он имеет хорошие перспективы быть принятым в осеннюю сессию. Сейчас его дорабатывает Центральный банк. Однако, прежде чем возлагать на страховые компании собственные расследовательские функции, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».
ССТ: Какие аргументы «против» вы можете назвать?
Н. Ц.: Вопрос конфликта интересов — один из ключевых. Страховая компания, одновременно являясь и стороной, выплачивающей возмещение, и органом, проводящим расследование, может столкнуться с соблазном минимизировать свои выплаты за счет предвзятого подхода к расследованию.
С другой стороны, передача функций расследования от государственных органов к страховщикам может создать прецедент делегирования полномочий, что вызовет вопросы о легитимности таких действий. Необходимо также учитывать, что страховые компании, в отличие от правоохранительных органов, не обладают всей полнотой инструментов для проведения полноценного расследования. У них нет полномочий на проведение оперативно-розыскных мероприятий, получение санкций на прослушивание телефонных разговоров или проведение обысков.
Вместо наделения страховых компаний собственными расследовательскими функциями, возможно, стоит рассмотреть усиление взаимодействия между страховыми компаниями и правоохранительными органами. Страховщики могли бы собирать и передавать информацию о подозрительных случаях, а правоохранительные органы — проводить полноценные расследования на основе этих данных. Такой подход позволит избежать конфликта интересов и сохранить ведущую роль государства в обеспечении законности.