- 12 сентября, 2019
- 150
ЧТОБЫ ГОЛОС БЫЛ УСЛЫШАН
По итогам состоявшейся в Краснодарском крае встречи страхового и судейского сообщества мы задали несколько вопросов участникам этой дискуссии.
Современные страховые технологии: Чем была вызвано Ваше участие в поездке в Краснодарский край?
Далер Ульмасов: Нашу компанию волнует качество судебного делопроизводства в Краснодарском крае. Наши партнеры по автомобильному бизнесу уже обращались к правительству и руководству правоохранительных органов, чтобы они обратили внимание на отправление правосудия по делам, возникающим в дилерской сети.
Дело в том, что некоторые клиенты покупают новые автомобили в представительствах автоконцернов в Краснодарском крае, а далее заявляют, что с автомобилем произошла гарантийная поломка. Поломка предъявляется автоконцерну, затем разбирательство попадает в суд. Суд, не сильно вникая в обстоятельства дела, встает на сторону потребителя и удовлетворяет иск, обязывая автоконцерн вернуть покупателю всю стоимость автомобиля, а также выплатить штраф и неустойку. Штраф при этом может составлять до 50 % от стоимости услуги, то есть от стоимости автомобиля. Если автомобиль стоит 3–4 млн рублей, то штраф по закону о защите прав потребителя будет составлять 1,5–2 млн рублей.
ССТ: Как эти случаи связаны со страхованием?
Д. У.: Автоюристы всегда старались использовать имеющиеся ресурсы по максимуму. Если клиент попадал в ДТП, то претензии предъявлялись и дилеру — якобы ДТП произошло из-за неисправности машины, и страховщику — по договорам каско и ОСАГО, в зависимости от наличия признаков страхового случая и обстоятельств ДТП. Для Краснодарского края такие иски характерны, именно поэтому этот регион у нас постоянно находится в проблемной зоне.
Думаю, что всплеск подобных исков связан с тем, что РГС значительно ограничил портфель по ОСАГО в этом регионе и начал усиленно бороться с автоюристами. Но автоюристы переключились на автодилеров. Третьим пострадавшим от активизации их действий становятся дорожные хозяйства Краснодара и края. Автовладельцы предъявляют к ним иски за плохое дорожное покрытие, которое привело к ДТП, на открытые люки и т. п. В этом случае вместе со страховщиками страдают уже городской и краевой бюджеты.
Мы оценивали наши потери: в РГС по Краснодарскому краю еженедельные списания по исполнительным листам составляют от 20 до 50 млн рублей. Больше всего нас беспокоят списания по делам, о которых мы даже не знаем.
То есть мы видим инкассовые списания, о которых нас информируют банки, разбираемся, в чем дело, и видим: клиент с убытком к нам даже не обращался. Более того, когда мы обращаемся в суд, чтобы ознакомиться с материалами дела, выясняется, что такого дела в суде нет. Получается, что суд выдает исполнительный лист, но при этом нет ни решения, ни самого гражданского дела.
Современные страховые технологии: Какие ожидания Вы связывали с этой поездкой?
Мурат Иманкулов: «АльфаСтрахование» было инициатором встречи. Краснодарский край с точки зрения рассмотрения судебных споров — токсичный регион. Голос страховщиков звучал постоянно, но нас не слышали. Такая ситуация была очень тревожной для всего страхового сообщества, поэтому организация встречи с заместителем Краснодарского краевого суда была для нас очень важна.
ССТ: С какими проблемами сталкивается ваша компания?
М. И.: Многие ДТП, которые мы фиксируем в нашей компании, происходят на территории Адыгеи, но потом споры по ним рассматриваются в судах города Краснодара, причем, по чудесной случайности — или в Ленинском, или в Советском районных судах. Нужно отметить, что в самой Адыгее исков к страховщикам подается достаточно мало.
Человек, конечно, может жить там, где ему хочется, и временную регистрацию он может делать там, где ему удобно жить. Если страховой случай действительно был, страховая компания заплатит вне зависимости от того, где он произошел и где временно зарегистрирован пострадавший. Искусственная подсудность плоха тем, что дело переносится на рассмотрение в тот суд, который с большей вероятностью рассмотрит в пользу истца. При этом пени, штрафы и неустойки будут максимальными