• 12 сентября, 2019
  • 150

ЧТОБЫ ГОЛОС БЫЛ УСЛЫШАН

Ульмасов Далер

Старший куратор управления судебной защиты департамента досудебного и судебного урегулирования споров по автострахованию блока «Урегулирование Убытков» ПАО СК «Росгосстрах»

Иманкулов Мурат

Директор юридического департамента группы «АльфаСтрахование»

По итогам состоявшейся в Краснодарском крае встречи страхового и судейского сообщества мы задали несколько вопросов участникам этой дискуссии.

Современные страховые технологии: Чем была вызвано Ваше участие в поездке в Краснодарский край?

Далер Ульмасов: Нашу компанию волнует качество судебного делопроизводства в Краснодарском крае. Наши партнеры по автомобильному бизнесу уже обращались к правительству и руководству правоохранительных органов, чтобы они обратили внимание на отправление правосудия по делам, возникающим в дилерской сети.

Дело в том, что некоторые клиенты покупают новые автомобили в представительствах автоконцернов в Краснодарском крае, а далее заявляют, что с автомобилем произошла гарантийная поломка. Поломка предъявляется автоконцерну, затем разбирательство попадает в суд. Суд, не сильно вникая в обстоятельства дела, встает на сторону потребителя и удовлетворяет иск, обязывая автоконцерн вернуть покупателю всю стоимость автомобиля, а также выплатить штраф и неустойку. Штраф при этом может составлять до 50 % от стоимости услуги, то есть от стоимости автомобиля. Если автомобиль стоит 3–4 млн рублей, то штраф по закону о защите прав потребителя будет составлять 1,5–2 млн рублей.

ССТ: Как эти случаи связаны со страхованием?

Д. У.: Автоюристы всегда старались использовать имеющиеся ресурсы по максимуму. Если клиент попадал в ДТП, то претензии предъявлялись и дилеру — якобы ДТП произошло из-за неисправности машины, и страховщику — по договорам каско и ОСАГО, в зависимости от наличия признаков страхового случая и обстоятельств ДТП. Для Краснодарского края такие иски характерны, именно поэтому этот регион у нас постоянно находится в проблемной зоне.

Думаю, что всплеск подобных исков связан с тем, что РГС значительно ограничил портфель по ОСАГО в этом регионе и начал усиленно бороться с автоюристами. Но автоюристы переключились на автодилеров. Третьим пострадавшим от активизации их действий становятся дорожные хозяйства Краснодара и края. Автовладельцы предъявляют к ним иски за плохое дорожное покрытие, которое привело к ДТП, на открытые люки и т. п. В этом случае вместе со страховщиками страдают уже городской и краевой бюджеты.

Мы оценивали наши потери: в РГС по Краснодарскому краю еженедельные списания по исполнительным листам составляют от 20 до 50 млн рублей. Больше всего нас беспокоят списания по делам, о которых мы даже не знаем.

То есть мы видим инкассовые списания, о которых нас информируют банки, разбираемся, в чем дело, и видим: клиент с убытком к нам даже не обращался. Более того, когда мы обращаемся в суд, чтобы ознакомиться с материалами дела, выясняется, что такого дела в суде нет. Получается, что суд выдает исполнительный лист, но при этом нет ни решения, ни самого гражданского дела.

Современные страховые технологии: Какие ожидания Вы связывали с этой поездкой?

Мурат Иманкулов: «АльфаСтрахование» было инициатором встречи. Краснодарский край с точки зрения рассмотрения судебных споров — токсичный регион. Голос страховщиков звучал постоянно, но нас не слышали. Такая ситуация была очень тревожной для всего страхового сообщества, поэтому организация встречи с заместителем Краснодарского краевого суда была для нас очень важна.

ССТ: С какими проблемами сталкивается ваша компания?

М. И.: Многие ДТП, которые мы фиксируем в нашей компании, происходят на территории Адыгеи, но потом споры по ним рассматриваются в судах города Краснодара, причем, по чудесной случайности — или в Ленинском, или в Советском районных судах. Нужно отметить, что в самой Адыгее исков к страховщикам подается достаточно мало.

Человек, конечно, может жить там, где ему хочется, и временную регистрацию он может делать там, где ему удобно жить. Если страховой случай действительно был, страховая компания заплатит вне зависимости от того, где он произошел и где временно зарегистрирован пострадавший. Искусственная подсудность плоха тем, что дело переносится на рассмотрение в тот суд, который с большей вероятностью рассмотрит в пользу истца. При этом пени, штрафы и неустойки будут максимальными

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

СТРАХОВЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

СТРАХОВЩИКАМ НЕ ХВАТАЕТ ПОЛНОМОЧИЙ

Чтобы качественно бороться со страховым мошенничеством и защищать законопослушных граждан, страховым компаниям не хватает прав и полномочий для проведения самостоятельных расследований. О том,…
НЕСТРАХОВЫЕ МУКИ

НЕСТРАХОВЫЕ МУКИ

Историю рассмотрения различными инстанциями предложений страхового сообщества по конкретным мерам, направленным на борьбу со страховым мошенничеством, иначе как «хождением по мукам»…
ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ДЕТЕКТИВОВ

ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ДЕТЕКТИВОВ

Страховая защита строится на доверии: у страхователя — к страховщику, его возможности выплатить страховое возмещение в случае страхового события, а у…