• 16 декабря, 2023
  • 41

ФИНОМБУДСМЕН: ПЯТЬ ЛЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА

Ефремов Сергей

Вице-президент ВСС

ФИНОМБУДСМЕН: ПЯТЬ ЛЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА

Назначение института финуполномоченного, в первую очередь, состоит в том, чтобы потребителю было легко обратиться и получить помощь в решении любого страхового спора. Для этого взаимодействие страхового сообщества и финомбудсмена должно быть максимально отлажено. Вице-президент ВСС Сергей Ефремов прокомментировал основные достижения этого сотрудничества за 5 лет работы Службы финансового уполномоченного.

ССТ: Службе финансового уполномочен­ного исполняется пять лет. Как Вы оцени­ваете ее эффективность и полезность для страховщиков?

Сергей Ефремов: Основной задачей создания Службы финансового уполномо­ченного было разгрузить суды. Количество дел, рассматриваемых в суде, составляло тогда до 15 % от всех страховых выплат. В какие-то годы количество дел, рассма­триваемых в первой инстанции, доходи­ло до 500 тысяч, качество рассмотрения страдало. Пользуясь этим, бурным цве­том расцветали всевозможные нечистые на руку посредники.

Задача была поставлена так, чтобы обращение потребителя к финансовому уполномоченному было простым, понят­ным и не требовало финансовых вложе­ний со стороны потребителя. Ситуация, безусловно, изменилась в лучшую сторо­ну. Сегодня практически по всем видам страхования в обязательном порядке идет рассмотрение досудебных претензий.

Страховщики также научились более каче­ственно работать, в полном объеме и своев­ременно платить по страховым случаям.

ССТ: С какими проблемами связаны обращения граждан?

С. Е.: Несмотря на то, что споров по ОСАГО еще много, их доля в общем объеме споров из года в год уменьшается. Но возникают вопросы по другим видам страхования. Так, например, споры сейчас связаны с инвестиционным страхованием жизни: в связи с санкциями страховщи­ки не могут получить денежные средства, которые вкладывали в зарубежные активы, соответственно, не могут платить дополни­тельный инвестиционный доход.

Растет число споров по страхованию жизни и здоровью. Финансовый уполномо­ченный вынужден назначать судебно-меди­цинские экспертизы.

Также мы столкнулись со спорами по страхованию имущества физических лиц. Страховые случаи здесь могут быть самыми разными: пожары, протечки, сти­хийное бедствие. Для разрешения споров по ним также нужно доказывать справедли­вость расчета страховой выплаты, про­водить экспертизу ущерба и т. д. Служба финансового уполномоченного начинает обрастать специальными подразделениями, которые занимаются техническими и юри­дическими исследованиями. К анализу некоторых ситуаций подключается даже служба безопасности.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ФИНОМБУДСМЕНОМ

ССТ: Появилась ли сейчас необходи­мость внесения каких-то изменений в законодательную базу, регулирующую деятельность финансового уполномочен­ного?

С. Е.: По прошествии пяти лет стало очевидно, что закон о финансовых уполно­моченных № 123-ФЗ требует пересмотра. В первую очередь, это касается большого количества споров по неустойке. Ст. 333 ГК РФ сегодня позволяет рассматривать изменение неустойки только судом. По­пытка финуполномоченного и страхового сообщества отдать такое право омбудсме­ну пока не увенчалась успехом. Согласно № 123-ФЗ, если страховщик вовремя про­извел выплату по решению финуполномо­ченного, то он не попадает дальше ни под какие штрафные санкции. В этом и смысл: быстрое рассмотрение — быстрая оплата. Однако посредники, которые выступают от имени потребителя, пытаются зарабаты­вать на неустойке.

Когда юридические лица заключают договоры уступки прав требования, то для обращения к финуполномоченному они должны заплатить определенную сумму денег. Затем они идут в суды и взыскивают эти деньги со страховщиков. Сейчас стоит задача, чтобы юрлица, которые обращаются к омбудсмену по делам потребителя, были освобождены от оплаты.

ССТ: Сократилось ли количество авто­юристов в связи с деятельностью службы финансового уполномоченного?

С. Е.: Конечно, сократилось! По сравне­нию с 2015–2017 годами, когда был пик деятельности автоюристов, сейчас, по моей экспертной оценке, их активность снизи­лась на 50 %. Однако, несмотря на простоту обращения, многие граждане все еще опаса­ются самостоятельно обращаться к государ­ственным службам. Автоюристы, пользуясь этим, продолжают навязывать свои услу­ги, часто путем обмана. Если страховая компания не очень клиентоориентирована, то страхователь ищет поддержки и обраща­ется за помощью к посредникам.

Верховный суд считает, что рассмотрение вопросов снижения неустойки из-за ее явной несоразмерности должно происходить только в суде.

ССТ: Как Вы оцениваете справедливость вынесенных финансовым уполномочен­ным решений?

С. Е.: Я хочу отметить высокий уровень экспертиз, назначаемых финансовым упол­номоченным. Но иногда у нас возникают методические споры. Например, сегодня достаточно серьезно стоит вопрос по опре­делению остаточной стоимости транспорт­ного средства в случае его полной гибели по ОСАГО. Подобные споры разрешаются путем совместного обсуждения вплоть до подключения регулятора и до внесения изменений в законодательство.

Нужно отдать должное: Служба финупол­номоченного слышит аргументы страхов­щиков. На базе ВСС создана специальная группа по взаимодействию с финомбу­дсменом, у финансового уполномоченного имеется специальный экспертный и обще­ственный советы, которые принимают ре­шения о методических изменениях с учетом практики.

Страховщики, независимо от того, что они потеряли деньги, в обязательном поряд- ке выплачивают потребителю то, что он вложил. А

ССТ: Признается ли экспертиза фином­будсмена в судах?

С. Е.: Было разъяснение Верховного суда о том, что такая экспертиза прирав­нивается к судебной, но на практике она часто судом не рассматривается. Слабая сторона говорит о том, что она не согласна с экспертизой финансового уполномо­ченного, или ссылается на какие-то вновь открывшиеся обстоятельства. Такие моменты действительно требуют нара­ботки практики и активного совместного взаимодействия.

Очень важная тема — вопросы, которые страховщики и финуполномоченный ставят на экспертизу по определению стоимости ремонта. Немного изменив любой вопрос, можно получить другой взгляд на ситуа­цию, а это может потребовать другой ком­петенции. В прошлом году были разработа­ны определенные стандарты, стало гораздо легче рассматривать споры.


Сегодня достаточно остро стоит вопрос о там, как донести деньги до потребителя, когда финуполномо­ченный принимает решение в его пользу. Если потребитель в своем заявлении не указал реквизиты, страховщик не может произвести вы­платы. Для борьбы со злоупотребле­ниями по неустойке было выработа­но следующее решение: страховщик отправляет деньги клиенту почтовым отправлением; если потребитель их не забирает, они возвращаются обратно страховщику. Но потреби­тель в любой момент может прийти к страховщику и забрать деньги в кассе или дать свои реквизиты для перечисления. При таком взаимодей­ствии уже нельзя предъявить неу­стойку. Мы хотим, чтобы эта позиция была внесена в закон.


ССТ: Как Вы оцениваете качество вза­имодействия страховщиков и финомбу­дсмена?

С. Е.: В первые годы деятельности Службы мы совместно внедряли позиции о том, как быстро страховщики должны реагировать на вынесенные решения Службы, переда­вать информацию по запросу и т. д. Это была очень важная и скрупулезная работа. Нужно отдать должное, что сейчас все эти вопросы отлажены очень хорошо.

Похожие статьи

ВСС поддерживает поправки, обязывающие регионы разрабатывать программы страхования жилья от ЧС

ВСС поддерживает поправки, обязывающие регионы разрабатывать программы страхования жилья…

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) поддерживает поправки к закону о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций, делающие обязательной разработку программы страхования жилья от…
ВСС: расходы на страхование киберрисков должны быть отнесены на себестоимость

ВСС: расходы на страхование киберрисков должны быть отнесены на…

Для развития страхования киберрисков необходимы ряд стимулирующих мер, таких, как законодательное регулирование, выработка общих стандартов по страхованию, информирование граждан и юрлиц…
ПОСРЕДНИК «НА ДОВЕРИИ»

ПОСРЕДНИК «НА ДОВЕРИИ»

Строгий контроль со стороны работников страховой компании и постепенная цифровизация процессов позволяют эффективно бороться со злоупотреблениями со стороны страховых посредников. Однако…