• 16 ноября, 2024
  • 24

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Хальфин Руслан

президент АО «МАКС-М»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Прошло три десятилетия со времени установления системы ОМС в России. Оглядываясь в прошлое, постараемся через призму истории определить основные факторы динамичного развития ОМС, влияние на отечественное здравоохранение и перспективы будущего развития.

До 1991 года советское здравоохранение не имело практического опыта работы в других системах финансирования, кроме бюджетного содержания. К моменту при­нятия в 1991 году закона «О медицинском страховании граждан Российской Феде­рации» отсутствовало четкое понимание механизмов реализации страховых прин­ципов в отечественном здравоохранении.

Переход к рыночной экономике потребо­вал развития системы договорных отно­шений между страхователями, фондами, страховыми медицинскими организа­циями и застрахованными гражданами. Необходимо было определить функции государственного регулятора. Во всех этих сложных процессах не последнюю роль играли страховые медицинские организации.

История страховой компании «МАКС-М» может наглядно продемонстрировать реализованные и потенциальные возможности страховщиков для построения эффективной отечественной модели ОМС

Однако в современных исследованиях не­достаточно раскрыта роль СМО в станов­лении системы ОМС и их возможностей в управлении процессами страхования, что во многом определяет сегодняшний статус страховых компаний, необоснован­но критикуемый экспертным сообществом как лишнее звено при оплате медицинской помощи. Даже с учетом законодатель­но возложенных на СМО обязательств по контролю медицинской помощи, информационному сопровождению за­страхованных лиц в системе ОМС, защите их прав, страховые компании практиче­ски во всех регионах стали мало влиять на процессы распределения объемов, фи­нансирования медицинских организаций с учетом конечных результатов их деятель­ности, обладая при этом актуальной базой данных о качестве и объемах оказанной медицинской помощи.

История страховой компании «МАКС-М» может наглядно продемон­стрировать реализованные и потенци­альные возможности страховщиков для построения эффективной отечественной модели ОМС.

Страховая компания «МАКС-М» прошла путь становления системы ОМС в Москов­ском регионе и в Российской Федерации, принимала активное участие в разработке нормативных правовых актов и практиче­ском внедрении страховых технологий.

В рекордно короткие сроки силами программистов компании была созда­на программа учета медицинских услуг в лечебном учреждении и обеспечена возможность формирования счетов-фак­тур для предъявления в страховую компа­нию. Необходимо отметить, что уровень программного обеспечения, предназна­ченного для ведения регистра застрахо­ванного населения, учета медицинских услуг и финансовых взаиморасчетов был подтвержден Сертификатом качества про­граммного средства, выданным Министер­ством здравоохранения РСФСР за подпи­сью заместителя министра Н.Н. Ваганова, от 30 апреля 1993 года № 82. За год сотруд­ники более 100 медицинских организаций прошли обучение на программном ком­плексе компании по учету медицинских услуг, формированию счетов, использова­нию регистра застрахованных граждан.

В целях своевременной корректировки тарифов экономисты компании осущест­вляли ежемесячный расчет индивидуаль­ных прейскурантов на все медицинские услуги в 4 стационарных и 6 амбулаторных контрольных медицинских организациях и передавали результаты в фонд.

Сотрудники компании совместно с глав­ными специалистами Комитета здравоох­ранения Москвы разработали Московские городские стандарты стационарной меди­цинской помощи более чем по 800 группам заболеваний, рассчитали тарифы на них.

Совместно с территориальными фонда­ми страховые медицинские организации выстраивали систему договорных отноше­ний между участниками ОМС, разрабаты­вали методические подходы к процессам контроля качества медицинской помощи и защиты прав застрахованных граждан. Разработанные «МАКС-М» медико-эконо­мические стандарты были мощным инстру­ментом в контроле сроков, объемов и каче­ства оказанной медицинской помощи.

Внедрение информационных систем в ОМС создали предпосылки для повышения роли экономических методов управления здравоохранением, что способствовало внедрению эффективных технологий лечения пациентов.

Еще одной немаловажной функцией СМО до недавнего времени была возмож­ность направлять средства резерва финан­сирования предупредительных меропри­ятий на ликвидацию причин, приведших к нарушениям оказания медицинской помощи, на закупку и ремонт оборудова­ния, обучение медицинского персонала, модернизацию информационного обеспе­чения, проведение программ вакцинопро­филактики и другие мероприятия.

Страховая медицинская организация ста­новилась реальным партнером медицин­ской организации и защитником застрахо­ванных граждан т. к. имела возможность не только осуществлять контроль оказан­ной медицинской помощи, но и влиять на тарифную политику, распределять объемы и мотивировать медицинские организации с учетом качества оказания медицинской помощи и эффективного использования ресурсов ОМС.

Важным направлением деятельности компании была автоматизация процессов страхования, финансовых расчетов, учета медицинской помощи, экспертизы и мони­торинг результатов. Внедрение информа­ционных систем в ОМС создало предпо­сылки для повышения роли экономических методов управления здравоохранением, что способствовало внедрению эффективных технологий лечения пациентов.

Опыт работы компании в Московском регионе позволил в дальнейшем организо­вать эффективную работу системы ОМС в субъектах Российской Федерации.

Дальнейшая модернизация ОМС была направлена на развитие страховых прин­ципов, при которых страховые медицин­ские организации должны были выступать в роли независимых заказчиков медицин­ской помощи, получая дополнительные рычаги воздействия на работу медицин­ских организаций.

В целях отработки механизмов привле­чения дополнительных средств в ОМС страховые компании участвовали в реа­лизации федерального проекта по со­финансированию с пенсионным фондом медицинской помощи, оказанной нера­ботающим пенсионерам, а также проекта ОМС «плюс». Кроме полученных финан­совых результатов, усовершенствовался порядок персонифицированного учета медицинских услуг и формирования инди­видуальных лицевых счетов граждан для реализации основного принципа страхо­вания — «деньги следуют за пациентом». Даже не совсем востребованный застрахо­ванными проект ОМС «плюс» в конечном итоге тоже был направлен на развитие страховых принципов, позволяющих па­циентам осуществить выбор дополнитель­ного к ОМС набора услуг.

На современном этапе развития ОМС государственное управление системой играет ключевую роль, при этом страхо­вым медицинским организациям отведена роль сопровождающего застрахованных лиц на всех этапах оказания медицинской помощи. Однако законодательно не уста­новлены четкие права страховых пред­ставителей, ответственность исполнителя медицинских услуг перед финансирую­щей стороной (страховщиком, страховой медицинской организацией) за неудовлет­ворительное качество. Отказ и дефекты в оказании медицинской помощи в форме приписок составляют формальные 1,5 % от суммы финансирования.

Ограниченные финансовые ресурсы не позволят в ближайшем будущем перейти на классические принципы страхования. Цифровизация отечественного здравоохра­нения тоже находится еще только в началь­ном пути сбора базовых данных, и перейти к персонализированной медицине на осно­ве обработки Big Data предстоит не скоро.

В этих условиях рационально использо­вать массив информации, поступающей в страховые медицинские организации, и опыт ее обработки в целях создания пациентоориентированной конкурентной модели ОМС, включающей осознанный выбор застрахованным лицом медицин­ской организации на основе многофак­торного анализа ее работы, реальную, а не формальную ответственность испол­нителя медицинских услуг за конечные результаты. Ключевым элементом этой модели должна стать страховая медицин­ская организация.

Похожие статьи

«КАПИТАЛ ЛАЙФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ». ЗАБОТА О ЖИЗНИ

«КАПИТАЛ ЛАЙФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ». ЗАБОТА О ЖИЗНИ

Большинство россиян видят в страховщике эффективного помощника в области защиты здоровья, который может не только осуществить денежную выплату, но и, что…
ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ

ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Из всех участников финансового рынка на страховщиков приходится самый большой объем дел, рассматриваемых финансовым уполномоченным. Однако, судя по тому, как уменьшается…

Саратов: Информационная акция «МАКС-М» к Международному дню всеобщего охвата…

Филиал страховой медицинской компании «МАКС-М» в Саратове провел акцию по дополнительному информированию застрахованных граждан.