• 12 декабря, 2022
  • 168

НЕ РЕВОЛЮЦИЯ, А ЭВОЛЮЦИЯ

Уфимцев Евгений

Президент ВСС

НЕ РЕВОЛЮЦИЯ, А ЭВОЛЮЦИЯ

Президент Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев рассказал читателям нашего журнала о том, как изменится работа страховых союзов в ближайшее время. По его мнению, несмотря на высокий уровень саморегулирования отрасли, всегда есть возможности для дальнейшего эволюционного улучшения.

Евгений Уфимцев
Президент Всероссийского союза
страховщиков, президент РСА,
президент НССО

Современные страховые технологии: Какие задачи стоят перед Вами как перед новым главой Всероссийского союза страховщиков?

Евгений Уфимцев: Моя задача как пре­зидента ВСС — не растерять то, что было сделано до меня. Но всегда есть возможно­сти для дальнейшего улучшения работы, именно этим мы и будем заниматься. Здесь важна не революция, а хорошая плановая эволюция.

Я считаю, что на сегодняшний момент в части саморегулирования страховщики достаточно хорошо организованы. У нас есть хорошо отлаженный, возможно, с большой долей бюрократии, порядок работы. Иногда, когда мы отрабатываем какие-то вопросы, необходимые в силу закона или требований регулятора, в Бан­ке России говорят: «Как здорово, вы у нас самые первые — мы на вас отработаем и проверим новые механизмы».

Для меня важной задачей будет сделать один страховой союз на базе трех органи­заций: ВСС, РСА и НССО. Есть нюансы, которые не позволяют их объединить на законодательном уровне — они связаны с компенсационными выплатами, наличием у РСА «зеленой карты» и т. д. Но де-факто мы с коллегами сможем создать один союз. Это будет особенно удобно для потреби­теля. Служба одного окна — это новый уровень сервиса.

Кроме того, такой подход будет полезен для страховщиков и поможет оптимизиро­вать работу самого союза.

В течение ближайших трех месяцев мы разработаем общую конструкцию и в те­чение следующего года реализуем эту идею.

ССТ: Будет ли продолжаться работа над стратегией развития страхового рынка?

Е. У.: В 2022 году мы планировали принять новую стратегию на три года. Из-за необ­ходимости принятия каких-то точечных быстрых решений работа над стратегией была отложена. Сейчас мы понимаем, что ситуация на рынке несколько стабилизиро­валась. Поэтому мы вместе с GR-комитетом организуем итоговое утверждение новой стратегии.

Несмотря на все сложности, которые возникали в последний период, только 2–3 направления деятельности, связанные с перестрахованием и некоторыми дру­гими моментами, претерпели изменения. Остальные направления, указанные в стра­тегии развития страхования до 2025 года, остались прежними. Мы сфокусируем свои усилия на тех аспектах работы, которые принесут серьезные, важные улучшения и для потребителя, и для страховщиков. В частности, я убежден, что изменения законодательства, регулирующие продажу «правильных» рисковых продуктов, будут существенным стимулом для развития сегмента страхования жизни.

ССТ: Моторное страхование много лет остается в центре внимания — эта про­блематика нашла отражение в стратегии?

Е. У.: Одна из ключевых задач — в течение трех лет выработать новые подходы к мо­торному страхованию. Важнейшая состав­ляющая — добиться проверки наступления страхового случая с помощью городских камер. Это мы планируем сделать уже в сле­дующем году.

Кроме того, мы хотим обеспечить потре­бителю возможность приобрести к ОСАГО полис каско или какие-то другие полезные коробочные продукты. Некоторые стра­ховщики уже предлагают такие продукты, но пока это не стало общей практикой для рынка. Сейчас многие автовладель­цы не готовы покупать полис каско за 50–60 тыс. руб. даже с большой франши­зой. Но как только начинаешь обсуждать с ними коробочные варианты по доступной цене и с адекватным страховым покрыти­ем, понимаешь, что у автовладельцев есть такая потребность. Конечно, нам необходи­мо избегать навязывания, но добровольная удобная покупка страховых продуктов — это всегда хорошо и выгодно всем: и стра­ховщику, и страхователю.

ССТ: Из-за проблем с доступностью запасных частей автолюбители особенно нуждаются в помощи страховщика. Что будет делаться в этом направлении?

Е. У.: К нам обращается большое коли­чество автовладельцев, которые готовы делать ремонт б/у запчастями. Расширение ОСАГО в этом направлении — одна из пер­спективных задач. Я не исключаю и других решений, связанных с корректировкой законодательства. Вектор по применению индивидуального тарифа приводит к тому, что для добросовестного автовладельца эти акции будут недорогими.

В скором времени при оформлении поли­са ОСАГО появится возможность приобре­тать годовое расширение действия полиса на Белоруссию как дополнительную опцию. Сейчас идет согласование условий и подхо­да. Это будет, по сути дела, автоматическое включение «зеленой карты». Этот продукт будет очень востребован, особенно жите­лями регионов, граничащих с Белоруссией. В свою очередь, граждане Белоруссии могут приобрести полис в своей стране с расши­рением на Россию. Думаю, этот продукт заработает уже в январе.

ССТ: Нуждается ли отрасль в мерах поддержки?

Е. У.: Ситуация на рынке стабилизиро­валась. Банк России принимал некоторые меры для поддержки отрасли в марте, дей­ствие многих из них заканчивается в конце года. Скорее всего, их продления не будет, так как нет необходимости — трудности уже преодолены.

Но мы видим, что постоянно появляются новые вызовы. Одна из важнейших задач нашего GR-комитета — наладить правиль­ную работу по актуальным задачам, когда на 1–2 месяца должны «включаться» или «выключаться» определенные мероприятия. Это не стратегия — это именно тактические задачи, которые требуется решать оператив­но для поддержки страховой отрасли. В ос­новном, они связаны с действием санкций или аналогичными им изменениями. Напри­мер, сейчас возникла сложная ситуация со страхованием грузов, которые перевозят­ся через вновь присоединенные территории. Вопросов появляется очень много самых разных, и решать их нужно быстро.

ССТ: Планируется ли расширение меж­дународного сотрудничества в рамках ЕАЭС и с другими дружественными странами? Если да, то в каких областях планируется развивать сотрудничество?

Е. У.: Это возможно, но пока сложно. Я от­ношу это к тактическим задачам. Ситуация очень быстро меняется. Допустим, мы се­годня о чем-то говорим с международными партнерами, но буквально через неделю после переговоров наши договоренности уже не могут состояться.

В рамках общей стратегии мы обсуждали международное взаимодействие, в том числе перестрахование, на стратегических сессиях с Банком России. Инициатива по созданию какого-то крупного перестраховщика пока не поддержана. Возможно, вопросы пере­страхования удобнее будет решить через создание пулов страховщиков.

Например, иранская делегация познако­мила нас со своим опытом организации страхового пула по страхованию нефтянки. Может быть, нам потребуется организация нескольких пулов по отраслям промыш­ленности. У нас уже есть успешно реализо­ванный проект создания страхового пула по ОСАГО, в котором 3 млн договоров, и все быстро и четко работает. Думаю, что использование такой системы для части рисков оправдано. В этом направлении мы и будем работать.

ССТ: Планируется ли развитие новых технологий и дальнейшая цифровизация отрасли?

Е. У.: Цифровизация, развитие информа­ционных систем — одно из существенных направлений. Некоторое время назад про­шло заседание Комитета Госдумы, который рекомендовал принять во втором чтении законопроект о передаче информационной базы АИС ОСАГО специально созданной дочерней компании Банка России — опера­тору этой системы. Страховое сообщество долго обсуждало этот проект, и в конце концов он был концептуально поддержан. Мы нашли компромиссную позицию меж­ду Банком России и страховщиками: часть функций останется у страховых компа­ний, часть перейдет в компетенцию Банка России. Модульная система АИС позволяет это сделать.

В течение всего следующего года вместе с регулятором мы будем идти по согласо­ванной дорожной карте. С 1 июля 2023 года в добровольном порядке начинается элек­тронное урегулирование. Мы надеемся, что административный ресурс Банка России поможет его эффективно развивать. Это тоже очень важный блок работы, который непосредственно завязан на информацион­ную систему.

Сейчас у нас есть отдельные комитеты в каждом союзе, часто их функции дублируются. В каждом союзе — свои требования и своя бюрократия. При организации «союза союзов» мы сможем оптимизировать нашу работу и затраты страховщиков.

ССТ: Какие преимущества от передачи АИС регулятору вы видите?

Е. У.: Страховщики смогут качественно использовать свои ресурсы для работы своих модулей. А Банк России со своим административным ресурсом сможет легче обеспечить подключение АИС к данным госорганов.

Страховщики, будучи коммерческими организациями, не могут сейчас использо­вать информацию из государственных баз данных, так как это связано с длительным бюрократическим процессом. А именно та­кие подключения дают возможность своевременно получать полноценную информа­цию для заключения договора страхования и, что особенно важно, для быстрого урегулирования убытка. Например, когда страховщик знает, где, когда и что именно произошло на месте ДТП, это существенно упрощает урегулирование убытков в автостраховании. Для этого и нужен доступ к городским камерам.

Также цифровизация будет связана с оп­тимизацией корпоративных и администра­тивных процессов, что тоже для нас очень важно. У нас в союзах страховщиков много комитетов и рабочих групп. Их работа существенно ускорится при использовании цифровизации. В НССО такая практи­ка уже реализована. В РСА был запущен перестраховочной пул — система, связан­ная с электронными подписями. Перейти на следующий этап цифровизации, когда голосование и обсуждение решений будут проходить быстрее и эффективнее, — это тоже одна из наших задач.

Похожие статьи

Инфографика: как менялись выплаты по ОСАГО в этом году

Инфографика: как менялись выплаты по ОСАГО в этом году

Статистика РСА за 2023-2024 годы подтверждает, что ситуация с запчастями и стоимостью ремонта после ДТП далека от стабилизации. Вопреки этому стоимость…

РСА поддерживает расширение ОСАГО на Белоруссию

Комитет Госдумы по финансовому рынку рассмотрел законопроект о создании единой системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках Союзного…
Инфографика: как менялись выплаты по ОСАГО в этом году

Инфографика: как менялись выплаты по ОСАГО в этом году

Статистика РСА за 2023-2024 годы подтверждает, что ситуация с запчастями и стоимостью ремонта после ДТП далека от стабилизации. Вопреки этому стоимость…