• 12 сентября, 2019
  • 117

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ ДЛЯ ОМС

Авксентьев Николай

Советник директора НИФИ Минфина России

В российской системе обязательного медицинского страхования слабо разработаны меры экономического стимулирования для страховых организаций. И хотя хорошо поощряется увеличение количества застрахованных, для дополнительного улучшения качества медицинских услуг стимулов не хватает.

ПОЗИТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И НЕГАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ

Для развития конкуренции в системе медицинского страхования, в первую очередь необходимо добиться того, чтобы право на свободный выбор страховой организации могло быть реализовано гражданином. Для этого клиенту должен быть представлен выбор из нескольких страховых компаний, как минимум — из двух–трех.

Кроме того, необходимо обеспечить дифференциацию страхового продукта. То есть потребитель должен понимать, чем страховой продукт, предлагаемый в одном месте, отличается от страхового продукта, предлагаемого в другом, и выбирать для себя наиболее подходящий вариант.

Наконец, страховая организация должна увидеть, что она получает большую прибыль, предлагая более качественную услугу.

Конкуренция, однако, может иметь как позитивные, так и негативные последствия.

Для повышения качества оказания медицинской помощи необходима возможность отбора поставщиков с лучшим качеством услуг. Важным аспектом повышения качества является обучение медицинских специалистов. Страховые компании могут сами напрямую работать с медицинскими организациями, участвовать в подготовке медицинских кадров.

Для повышения качества помощи страховые организации в некоторых странах в дополнение к базовой программе ОМС предлагают услуги сверх определенного законом минимума. Это могут быть как дополнительные услуги к базовой программе ОМС, так и сервисные услуги, например, информационное сопровождение пациентов.

Среди факторов, оказывающих влияние на снижение стоимости ОМС, следует выделить отбор поставщиков с лучшим соотношением цены и качества услуг, оптимизацию процесса оказания медицинской помощи, а также сокращение административных затрат.

Однако при всех достоинствах конкуренции в системе ОМС могут возникать риски негативного отбора и ухудшения медицинского обслуживания. Для максимизации прибыли страховая организация может начать ориентироваться на более здоровых клиентов и пытаться избавиться от пациентов, которые приносят убытки. Сотрудники страховщика могут получать поощрение за заключение договоров с «правильными» клиентами. Для таких лиц страховые компании могут предлагать соответствующие дополнительные продукты, интересные нужной целевой аудитории.

Читать статью в pdf формате

Похожие статьи

ЗДОРОВЬЕ ПО ОМС: КАК ПОМОГАЕТ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

ЗДОРОВЬЕ ПО ОМС: КАК ПОМОГАЕТ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

По данным Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика», информированность граждан о функциях страховых медицинских организаций (СМО) в процессе оказания медицинской…
ЦИФРЕ НУЖЕН ЧЕЛОВЕК

ЦИФРЕ НУЖЕН ЧЕЛОВЕК

По мнению сопредседателя Всероссийского союза пациентов Юрия Жулёва, цифровизация вносит позитивный вклад в развитие системы здравоохранения. Однако при внедрении разного рода…
ПАЦИЕНТ ОСВАИВАЕТ ЦИФРУ

ПАЦИЕНТ ОСВАИВАЕТ ЦИФРУ

Когда медицинские услуги переводятся в цифровой формат, важно обеспечить равный доступ к ним для всех категорий граждан. Здесь необходима работа с…