- 16 марта, 2020
- 151
СТРАХОВЫЕ ДЕТЕКТИВЫ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ
Вопрос создания «института страховых детективов» обсуждается в нашей стране достаточно давно. Примечательно, что в обсуждении концепции принимают активное участие и сами страховщики, и представители органов государственной власти, в первую очередь — Государственной Думы, Банка России, Министерства внутренних дел РФ, Верховного суда РФ и других заинтересованных ведомств.
ДИСКУССИОННЫЙ ВОПРОС
Без внимания не остался многолетний разнообразный опыт деятельности частных детективов в целом ряде зарубежных стран. Речь идет, прежде всего, о странах Европейского союза, США, Великобритании, Канаде, Австралии и некоторых государствах Азии. Как показывает практика, институт частных страховых детективов в этих странах функционирует достаточно успешно и вносит значительный вклад в противодействие страховому мошенничеству.
Другое дело, что правовое регулирование деятельности частных детективов в каждой стране осуществляется по-своему. Везде есть своя специфика и особенности, свои успехи и недостатки. Главное же в том, что никто не намерен отказываться от этого института, дающего дополнительные возможности для снижения рисков мошеннических действий и негативных финансово-правовых последствий не только для страхового рынка, но и, в первую очередь, добросовестных потребителей страховых услуг.
Сегодня в России необходимость создания «института страховых детективов» ни у кого не вызывает сомнений. Другое дело, что основным камнем преткновения остаются вопросы, связанные с объемом полномочий и статусом страховых детективов. С одной стороны, есть опасение, что, если дать страховым детективам достаточно большой объем полномочий, это может привести к ущемлению законных прав и интересов страхователей. С другой стороны, расширение лишь номинальных прав, которыми детективы уже обладают, не сможет решить проблему, связанную с ростом уровня мошенничества в сфере страхования.
Вопрос очень тонкий, дискуссионный и нуждается в глубоком и всестороннем обсуждении с привлечением всех заинтересованных лиц, включая страховое сообщество, органы государственной власти и, конечно, правозащитные организации. Для понимания ситуации необходимо пояснить, что мы говорим не о каком-то отдельном документе, который будет регламентировать деятельность страховых детективов. По всей видимости, даже сам термин «страховые детективы» не будет закреплен нормативно. В первую очередь, мы имеем ввиду внесение необходимых изменений в Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». По нашему мнению, в нем должны быть детально прописаны дополнительные полномочия частного детектива по установлению объективных обстоятельств, причин и правовых последствий наступления страхового случая.
Один из принципиальных вопросов, который встает сегодня при обсуждении введения «института страховых детективов», сводится к следующему: зачем вообще нужно расширять полномочия частных детективов либо самих страховщиков, если для решения вопросов уже существуют правоохранительные органы?
Второй, не менее важный вопрос: насколько и как введение института «страховых детективов» отразится на стоимости страховых услуг? Какие преимущества в этом плане смогут получить страхователи? Или, наоборот, есть потенциальный риск, что стоимость полиса в конечном счете может вырасти?
ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Эти вопросы необходимо прояснить.
Первое. В настоящее время каждая страховая компания, особенно крупная, имеет в своем штате как специалистов по урегулированию убытков, так и сотрудников, которые специализируются на вопросах противодействия страховому мошенничеству. Кроме этого, существуют юридические службы, которые тоже в известной мере призваны вносить свой вклад в общую работу.
Более того, специалисты этих подразделений, как правило, в прошлом являлись сотрудниками правоохранительных органов и, безусловно, имеют соответствующий профессиональный опыт борьбы с мошенничеством.
На первый взгляд, всего этого достаточно, чтобы страховые компании могли сами эффективно противодействовать мошенническим схемам в сфере страхования, выявлять признаки мошенничества на этапах заключения и исполнения договоров страхования и принимать соответствующие решения, в том числе связанные с принятием решения о страховой выплате, а также инициировать возбуждение уголовных дел.
На практике все складывается далеко не так просто. На сегодняшний день основная проблема состоит в том, что у страховых компаний отсутствуют законодательно закрепленные полномочия, необходимые для полноценного противодействия страховому мошенничеству, в том числе по проведению оперативно-розыскных мероприятий.